Главная страница  Добавить в избранное  Карта сайта  Отправить письмо Russian pageChinese pageEnglish page
 

«Азия-Дэйта»

Реклама
 
 

Китайские напевы: Езда по китайским уездам. Часть 1.

Езда по китайским уездам

ЕЗДА ПО КИТАЙСКИМ УЕЗДАМ. ЧАСТЬ 1.

Китай люди много – дави не хочу

Впервые опубликовано с сокращениями в газете «За рулем – Дальний Восток»(лето 2004 года)

by Asiadata.ru
by Asiadata.ru 
Известный историк и этнопсихолог Бо Ян – кстати, сам китаец – отмечает крайний эгоцентризм ханьцев. Эгоизм «среднего» китайца ярко выражен и проявляется во всем: в общении, в бизнесе, в отношении к смерти ближнего, а также в … манере управлять автомобилем.

Поражает хаос, царящий на дорогах Поднебесной. Кажется, что легковые машины, грузовики, тележки, мотоциклы движутся по одной улице во всех направлениях одновременно. Стоит невообразимый шум, т.к. в Китае считается хорошим тоном громко и беспрерывно сигналить. Даже на трассе, когда поблизости нет ни одной машины, водители, то и дело жмут на клаксон. Если бы я был китайцем, то обязательно открыл фабрику по производству автомобильных гудков. По местным понятиям, без тормозов ездить можно, а без клаксона – никак нельзя.

Хаос, как высшая форма порядка

Вас обогнали справа, не показали поворот, подрезали и так далее – не волнуйтесь! В Поднебесной все так ездят. Когда водителю нужно повернуть, он поворачивает. Интересы следующих за ним, равно как и движущихся впереди, в расчет не берутся. Любопытно, что никто не ругается, не выскакивает из машины и не бьет ближнего по лицу.

Иногда бьют. В Муданьцзяне сам был свидетелем драки между сбитым велосипедистом и водителем джипа. Китайцы – народ темпераментный. Во время драки у них идет вход все, что попадется под руку, при этом прохожие не остаются безучастными. Вокруг окровавленных участников боя собирается толпа зевак. Но представление закончилось быстро. Водитель джипа кирпичом проломил голову велосипедисту, зрители разошлись, джип уехал, а велосипедиста отвезли в больницу.

by www.chinapur.de
by www.chinapur.de 

Правда, описанный случай, скорее исключение из правил, нежели само правило. В типичных ДТП водители ведут себя с точностью до наоборот. Меня всегда поражали моменты, когда при небольшой аварии (вмятина, царапина, треснувшее стекло…) абсолютно спокойные водители неторопливо выходят из авто и молча (!) рассматривают повреждения. На вопрос «все нормально?» следует ответ, что «все хорошо», и машины разъезжаются.

Так было, например, на Тайване, 2 года назад. Девушка за рулем старенькой «Тойоты» выехала с прилегающей территории на главную дорогу не посмотрев по сторонам. В нее врезался «Ниссан», водитель которого практически не мог предвидеть аварии, поскольку обзор закрывала пальма. Хорошо, что все закончилось банальной вмятиной на двери «Тойоты». Водитель «Ниссана» медленно вышел, посмотрел осуждающе на мадам, после чего спокойно уехал.

Правила писанные

На Тайване правила дорожного движения соблюдают, несмотря на то, что там живут такие же этнические китайцы. Скорее всего, это связано с более высоким уровнем жизни, образования, а, следовательно, и культуры. Если говорить о континентальном Китае, то здесь с общей культурой, включая культуру вождения, пока проблемы. Правда, уже не везде. Правила дорожного движения более-менее соблюдают в таких городах, как Пекин, Шанхай и Гуанчжоу… В Харбине на правила смотрят сквозь пальцы, а в Муданьцзяне и Суйфэньхэ они просто есть.

Китайские требования к дорожному движению ничем не отличаются от международных. Правда, есть другие знаки, да и водительских категорий намного больше, чем ABCDE, но если ездить как у нас, то все будет хорошо. Единственное отличие, на которое следует обратить внимание: в России мигание фарами означает «я тебя пропускаю», в Китае – «пропусти, я еду».

… и не писанные

Что касается практики и объективной реальности, данной китайцам в ощущения, то для водителей в Поднебесной действует только один закон: «у кого машина больше, тот и прав». В России еще смотрят на «крутизну». В КНР «мерседесы» тоже уважают, но лучше не рисковать, поскольку у каждого китайца свой взгляд на эту проблему.

По дороге в Муданьцзян мои хорошие знакомые вдребезги разбили «Линкольн». Они шли по трассе 130 км/час. Неожиданно с проселочной дороги, которую и второстепенной не назовешь, выехал трактор. Крестьянин-тракторист с лицом дауна вырулили на дорогу, даже не посмотрев налево. От трактора ничего не осталось. От «Линкольна», стоимостью триста тысяч долларов – тоже. Тракториста спасло Провидение – ни царапины(!), а пассажиров «Линкольна» от гибели уберегли подушки безопасности. В момент аварии подушки резко, одним хлопком, надулись и смягчили удар. Кстати, о существовании таких штук в «Линкольне» не знал даже водитель.

Проезжая китайскую деревню всегда нужно помнить о том, что немногие крестьяне могут позволить себе покупку трактора. Обладатель любой с/х техники автоматически попадает в разряд уездных авторитетов. Его все уважают и должны пропустить, так что, по мнению тракториста, ребята на «Линкольне» оказались не правы.

Поскольку Китай – сельскохозяйственная страна, небольшие деревушки с трактористами встречаются повсеместно. По той же причине, на скоростных автострадах типа «хайвэй» очень много быков, и это еще одна проблема безопасности. Запряженных в телеги быков используют, в основном, для перевозки грузов. Понятно, что груженый бык не может развивать достаточную скорость и гармонично вписываться в поток движения. Кроме того, на быках не устанавливают габаритные огни, что создает дополнительные неудобства, особенно ночью.

by www.chinapur.de
by www.chinapur.de 

Первое и единственное правило для пешеходов значительно отличается от российского «посмотри налево, посмотри на право». В китайском варианте оно звучит так: «посмотри во все стороны и смотри во все стороны всегда». Мне несколько раз довелось быть свидетелем случаев, когда пешеходы едва успевали увернуться от такси или рейсовых автобусов (!), находясь … на тротуаре. А что? Если впереди пробка, то почему бы ни проехать по велосипедным или пешеходным дорожкам. Это ничего. Это можно.

Специалисты по цигун считают, что у европейцев в черепной коробке энергия ци циркулирует в одну сторону, а у азиатов – в другую. Если проследить за передвижением отдельно взятого китайского водителя из пункта А в пункт Б, то заключение специалистов не вызовет сомнений. Однако, поскольку у всех водителей Поднебесной энергия в мозгах циркулирует в одну и ту же другую сторону, большинство поездок заканчивается благополучно. Не знаю, как в остальных странах Азии, на дорогах Китая часто можно увидеть «картинки», в нашем понимании, сюрреалистические. Никакого плана не надо.

Если очень хочется

Как-то с г-ном Чжаном, директором местной фармацевтической фабрики, ехали по Харбину. Он за рулем. Перекресток. Красный свет. Знак «поворот налево запрещен». За перекрестком (туда, куда поворот запрещен) висит другой знак – «проезд запрещен». Под знаком – сотрудник ГАИ. Чжан проезжает на красный, поворачивает налево, подъезжает к гаишнику и говорит: «Слышь, браток. Тут проезд запрещен, но нам очень надо»! Следует ответ: «Ну, так езжай, раз надо»! Мы поехали.

Зимой в том же Харбине пришлось наблюдать любопытную сценку:

На одном из оживленных перекрестков образовалась пробка. Поскольку даже в пробке водители старались ехать туда, куда им надо, через 10 минут автомобили заняли все окрестные дворы и тротуары. Создалась раскоряка достойная Камасутры. И ни одного гаишника! Думаю, что на указанном перекрестке машины стояли бы до сих пор, если бы не ... простая китайская женщина – кондуктор автобуса. Она вышла из маршрутки, пробралась в центр затора и приступила к активному «разруливанию» создавшегося положения. Ситуация требовала лидера, поэтому водители охотно приступили к выполнению распоряжений. Через 15 минут пробка была ликвидирована, и автобус увез кондуктора вдаль.

А так бы не увез, … и ничего бы она не заработала. А деньги нужны каждому китайцу. «Юани давай!» – это самый популярный лозунг в современной КНР!

Юани давай!

Было это несколько лет назад жарким летним днем. До гостиницы меня довезла женщина-моторикша. Я отдал ей 10 юаней и ждал сдачу. Женщина очень натурально задрала юбку и долго копалась в чулке. Причем не с внешней стороны ноги, а, как бы это сказать культурнее, с той стороны, где ноги сходятся. Трусы у нее были голубые и денег в чулке много. Мадам дала сдачу в пять юаней и укатила. Я долго смотрел ей вслед. Вот вам и безопасность на дорогах.

Такое понятие, как «взаимопомощь в пути», конечно, существует, но понимается своеобразно. В 1993 году мы сопровождали партию лука для одной российской фирмы. Грузовик марки «Дунфан» был загружен до предела. На горном перевале (тогда бетонка еще только строилась) водитель стал переключаться со второй на первую скорость, но не успел. Машину потянуло назад и развернуло. Мы перегородили оживленную трассу «Суйфэньхэ-Муданьцзян» и не знали, что делать. Без посторонней помощи старенький «Дунфан» не мог сдвинуться с места.

По обе стороны от нас скопилось великое множество машин. Где-то через час на подмогу прибыл трактор. Тракторист молча присоединил трос к бамперу грузовика и сказал только одну фразу: «600 юаней!» (почти $80). «Ты что, спятил?!» – закричал шофер. Тогда «спасатель» молча отцепил трос и поехал обратно. Пока водитель бежал за трактором, я сидел и думал, сколько же в России будет стоить такая услуга. Бутылку? Две?

Наконец, шофер догнал трактор с криком: «Я согласен!» Тракторист вернулся и за 30 секунд вытащил многострадальный грузовик.

Фэйсом о бампер

Шутки шутками, но столь грубое пренебрежение правилами влечет за собой весьма серьезные последствия: каждый день разбиваются на мотоциклах, гибнут под колесами и в лобовых столкновениях тысячи китайцев... Кстати, в КНР за совершение ДТП, повлекшего за собой жертвы, водителя, даже если он был пьян и его вина доказана, в тюрьму почти никогда не садят – ограничиваются штрафом и уплатой компенсации пострадавшей стороне. Другими словами, виновник откупается (если сможет). На севере КНР обычная такса – 10 тысяч юаней (около 1200 долларов США) – выплачивается родственникам погибшего. За увечье компенсация составляет от двухсот до шестисот долларов плюс оплата лечения.

В Суйфэньхэ один китайский бомж решил подзаработать на русских водителях. Подошел к стоявшему «КАМАЗу» и со всего размаху – хрясь физиономией о бампер! Размазал сукровицу по бамперу российского грузовика и с радостным криком «юани давай!» - приступил к банальному вымогательству. Когда приехали китайские полицейские и разобрались в чем дело, то церемониться не стали. Достали дубинки и так отлупили шантажиста, что тот с трудом поднялся.


текст© Александр Шлепкин

ПОИСК ПО САЙТУ
 
Web asiadata.ru

Курсы валют

Информация

ПЕРЕВОДЧИКАМ
Транскрипция
Словари

Карты Китая
 
Карты Китая. Карты провинций Китая.




 
Ramblers Top100
All rights reserved © 2004 – ООО «Спецэкспорт»
Editing by Alexander Shlepkin. Design by Andrew Pivovarov
Developing by Voronin Valentin aka Direqtor
Scripting time: 0.855 sec.